Программа поддержки пациентов «Карта Здоровья» увеличивает приверженность пациентов лечению в среднем на 6 месяцев, такие данные получены на основе внутреннего анализа результатов программы.

Даже самое инновационное лечение, назначенное высококвалифицированным специалистом, не принесет пользу, если пациент не настроен следовать рекомендациям врача и вести здоровый образ жизни. Так, по оценкам специалистов, долгосрочная приверженность любому лечению, независимо от заболевания, низкая и не превышает 50% [1]. Очевидно, что последствия такого отношения к собственному здоровью могут быть трагичны. Показано, что низкая приверженность терапии является одной из главных причин снижения эффективности терапевтического лечения, ухудшения качества жизни больных и увеличения затрат на лечение [2-4]. Опасность низкой приверженности пациентов к лечению нельзя недооценивать.

Сегодня, наряду с такими факторами как высокая стоимость лечения или удобство приема препарата, на приверженность может влиять не достаточная информированность пациента, его непонимание или не принятие заболевания, а также псевдоубеждения, что постоянный прием одного препарата может «повредить здоровые органы». Кроме того, остаются стойкими предубеждения о негативном влиянии фармацевтических препаратов, что ведет к постоянному поиску пациентами альтернативного варианта - нетрадиционных способов лечения. Зачастую, пациенты могут сложить свое мнение о препарате, враче, больнице по чужому негативному опыту, даже не попробовав это лично. К проблемам приверженности лечению можно отнести и доверие людей различным источникам информации о болезни, например, ведущим телешоу. Как правило, больные приходят к врачу с уже сложившимся «пониманием» ситуации и не особо стремятся его изменить. А почувствовав улучшение или достигнув целевых показателей, склонны самостоятельно отменять препарат или уменьшать дозировку и частоту приема [5].

Многофакторность проблемы, несовершенство методов контроля препятствуют мерам повышения уровня приверженности терапии. Однако поиск эффективных способов повышения приверженности к лечению пациентов является важнейшей задачей. Проблема усугубляется тем, что большинство пациентов имеют хронические заболевания, которые требуют длительной или пожизненной терапии. Поэтому важно сформировать у пациента приверженность не только к лекарственной терапии, но и к здоровому образу жизни, к восстановительным мероприятиям, вовлечение его в терапевтический процесс с формированием соответствующего эмоционального фона [6].

Понимая всю важность соблюдения назначенной терапии при сахарном диабете 2 типа, дислипидемии, сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме создана программа поддержки пациентов «Карта Здоровья». В рамках Программы используется персональный подход в информационно-сервисной поддержке пациентов с целью повышения приверженности и доступности инновационных препаратов.

Основываясь на знаниях и потребностях пациента по каждому терапевтическому направлению, в Программе выстроен непрерывный процесс коммуникации с пациентом.

Благодаря Программе и персональным предложениям сервисной поддержки, пациент получает:

Персонального оператора, который посредством звонков помогает пациенту соблюдать назначенную врачом терапию и быстрее вернуться к полноценной жизни;

Участие в пациентских школах и доступ к лекциям ведущих специалистов, что позволяет пациенту получить еще больше полезной информации и ответы на самые частые вопросы от квалифицированных экспертов медицины;

Удобное мобильное приложение - помощника, который всегда рядом и может вовремя напомнить принять препарат, а также предоставит возможность вести дневник своего лечения, питания и физической нагрузки;

SMS-информирование помогает пациенту не забывать о правильном образе жизни и всегда быть в курсе всех условий программы «Карта Здоровья»;

Е-mail рассылку и познавательные печатные журналы. Благодаря занимательным материалам пациент получит простые и эффективные советы по образу жизни, а также полезные и вкусные рецепты на каждый день;

Возможность получать ответы на интересующиеся вопросы, полезную информацию о своем заболевании и образе жизни, позвонив по телефону линии поддержки пациентов 8-800-555-91-05 и/или на информационном портале, созданном компанией «АстраЗенека» специально для пациентов, - картажизни.рф.

Помимо персональных сервисов, программа позволяет пациентам сделать инновационные препараты компании «АстраЗенека» более доступными, что особенно важно при длительном курсе лечения.

За время работы программы «Карты Здоровья» более 350 000 пациентов стали ее участниками. Более 32 000 – смогли воспользоваться комплексной поддержкой: получили ежемесячные телефонные звонки от персонального оператора, SMS-напоминание, e-mail рассылку с интересными материалами о здоровом образе жизни, а также увлекательные журналы «Карта Здоровья» с советами и рекомендациями. Всем зарегистрированным участникам Программы также доступны предложения по снижению стоимости терапии инновационными препаратами.

Благодаря, участию в «Карте Здоровья» пациенты могут вовлечься в активное планирование своего лечения, научиться пользоваться инструментами самоконтроля и улучшить качество жизни. По результатам 2017 года была проведена оценка двух групп пациентов, зарегистрированных в Программу в 2016 году (получавшая комплексную сервисную поддержку и только предложения по доступности препарата).

Так, на примере пациентов, принимающих препарат Брилинта®, комплексный подход и информационная поддержка показывают наиболее выраженное влияние на увеличение приверженности терапии и четкое следование рекомендациям врача по длительности терапии со стороны пациента:

  • количество пациентов, принимающих препарат в течение года, увеличилось до 30% при использовании комплексной сервисной программы, по сравнению с 17% пациентов, использовавшими только программу доступности препарата (предложения по снижению стоимости на препарат).
  • При этом средняя продолжительность лечения достигла 8,2 месяцев по сравнению с 5,8 месяцами у пациентов, не использующих данную программу. Всего с момента запуска в программе участвуют более 45 000 пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. (Рис. 1)

Рис. 1

Положительные результаты получены и для группы пациентов с сахарным диабетом 2 типа, принимающие препарат Форсига®. Где средняя продолжительность лечения, для пациентов получающих комплексную поддержку составила 6,4 месяца по сравнению с 2,8 месяцами в группе только программы доступности. При этом приверженность терапии выросла в 4 раза и достигла 12%. Всего в программе принимают участие более 35 000 пациентов. (Рис.2)

Рис. 2

В группе пациентов, принимающих Крестор®, приверженность терапии в течение года остается 15%. В данной группе пациенты, воспользовавшиеся комплексной поддержкой, в среднем продолжают лечение 6,8 месяцев и только 4,7 месяцев те, кто использует программу доступности. С 2013 года в программе участвуют более 185 000 пациентов с гиперхолестеринемией и атеросклерозом. (Рис. 3)

Рис. 3.

Участники «Карты Здоровья» с хроническим заболеванием дыхательных путей, принимающие препарат Симбикорт®, в среднем продолжают лечение 3,9 месяца, а те кто использует только сервис доступности 2,9 месяца. Более 85 000 пациентов с астмой и ХОБЛ участвуют в комплексной пациентской программы с момента ее запуска. (Рис.4)

Рис. 4.

Таким образом, благодаря программе поддержки пациентов «Карта Здоровья», приверженность пациентов терапии препаратами компании «АстраЗенека» увеличилась в среднем на 16%. Несмотря на положительные результаты, причин несоблюдения предписаний врача остается огромное количество. Однако, непрерывное обучение и грамотное информирование способствует мотивированию пациента к принятию с его стороны активных действий по оздоровлению образа жизни и соблюдению других врачебных рекомендаций.

Литература:

1. Cramer JA, Amonkar MM, Hebborn A, Altman R. Compliance and persistence with bisphosphonate dosing regimens among women with postmenopausal osteoporosis. Curr Med Res Opin. 2005;21 (9):1453–1460.

2. Simpson SH, Eurich DT, Majumdar SR, et al. A meta-analysis of the association between adherence to drug therapy and mortality. BMJ 2006; 333 (7557):15.

3. Turnbull F. Blood Pressure Lowering Treatment Trialists’ Collaboration. Effects of different blood-pressure-lowering regimes on major cardiovascular events: results of prospectively-designed overviews of randomized trials. Lancet 2003; 362: 1527-35.

4. Sever PS, Dahlof B, Poulter NR, et al. Prevention of coronary and stroke events with atorvastatin in hypertensive patients who have average or lower-than-average cholesterol concentrations, in the Anglo-Scandinavian Cardiac Outcomes Trial--Lipid Lowering Arm (ASCOT-LLA): a multicentre randomised controlled trial. – 2003; 361(9364):1149-58.

5. А.О. Конради, М.А. Бояринова, Е.А. Дубинина, О.П. Ротарь, А.А. Таничева. Общероссийская общественная организация «Содействия профилактике и лечению артериальной гипертензии «Антигипертензивная Лига». Сам себе врач. Мифы и заблуждения. Как переубедить пациента? Санкт-Петербург. 2016; 4-24

6. Камчатнов П.Р. Основные принципы ведения больного, перенесшего ишемический инсульт / П. Р. Камчатнов // Фарматека – 2012; 9: 44-46