Приверженность пациентов терапии растет при участии их в программе «Карта здоровья»

Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.
А. Экзюпери

В настоящее время, когда успехи фармакологии позволяют держать под контролем течение многих хронических заболеваний, на первый план выходит проблема приверженности пациентов лечению, поскольку ни один самый современный препарат не будет демонстрировать высокую эффективность при несоблюдении рекомендаций по его приему. По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) приверженность лечению – это степень соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача1.
Низкая приверженность терапии является одной из главных причин снижения эффективности терапевтического лечения, ухудшения качества жизни (КЖ) больных и увеличения затрат на лечение2-4.

Высокая приверженность к лечению проявляется открытым сотрудничеством врача и пациента, свободным обсуждением всех возможных аспектов лечения (не только медикаментозного), нюансов и затруднений, возникающих в его процессе. Очевидно, что для достижения такого уровня взаимодействия необходимы усилия самого пациента, лечащего врача и системы здравоохранения.

Ряд авторов отмечает, (и наверняка многие доктора сталкиваются с этим на практике) что особенно сложно обеспечить тщательное выполнение рекомендаций врача при применении профилактических препаратов, так как в этом случае у пациента отсутствует мотивация к приему лекарств, поскольку они не дают какого-либо симптоматического эффекта, но могут вызывать нежелательные явления и создают определенные неудобства в повседневной жизни (дополнительные затраты, необходимость регулярно приобретать и принимать таблетки, мониторировать лабораторные показатели и т.п.). Часто единственным доводом в пользу продолжения лечения служат только данные клинических исследований, доказавших пользу терапии в профилактике неблагоприятных исходов5. В таких случаях особенно важно правильное информирование пациента о том, почему так важно принимать препарат, с четкой аргументацией и понятным разъяснением о пользе препарата и об ее преобладании над рисками, связанными с его приемом.

Чтобы не быть голословными, рассмотрим возможные способы повышения приверженности лечению на конкретных примерах. Так, например, антиагрегантный препарат Брилинта® (действующее вещество тикагрелор) , назначаемый одновременно с ацетилсалициловой кислотой, показан для профилактики атеротромботических осложнений у пациентов с острым коронарным синдромом (нестабильной стенокардией, инфарктом миокарда без подъема сегмента ST или инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST [STEMI]).[6] Рекомендуется проводить терапию препаратом Брилинта® в течение как минимум 12 месяцев и избегать перерывов в терапии6. На практике же можно увидеть, что только около 12 % пациентов действительно соблюдают рекомендации и принимают препарат в течение 12 месяцев (рис 1). Приверженность лечению снижается значительно уже через 4 месяца от начала терапии, и уже около половины пациентов прекращают терапию через полгода после ее начала.

 

Рис. 1. Приверженность терапии в группе пациентов, принимающих препарат Брилинта®, в рамках комплексной программы поддержки пациентов «Карта Здоровья»,

2018 год[8]

Схожую картину можно наблюдать и для пациентов, которым был назначен пероральный гипогликемический препарат Форсига® (действующее вещество дапаглифлозин). Известно, что неадекватный гликемический контроль у больных сахарным диабетом приводит к развитию микро- и макрососудистых осложнений, поэтому у больных сахарным диабетом 2 типа применяют гипогликемические средства. К сожалению, приверженность к лечению инновационным препаратом сейчас далека от идеала. После 2-го месяца 38% пациентов продолжают принимать препарат, а через год – 4 %. (рис. 2)[8]

 

Рис. 2. Приверженность терапии в группе пациентов, принимающих препарат Форсига®, в рамках комплексной программы поддержки пациентов «Карта Здоровья» 2018 год[8]

К сожалению, в настоящее время не существует единой эффективной стратегии решения этой проблемы. К этому вопросу необходимо подходить комплексно, подключая не только фармакологическую и психологическую составляющие лечения, но и находя новые технические возможности для облегчения процессов ведения и лечения пациента2. На решение этих задач направлена Программа поддержки пациентов «Карта Здоровья», которая была запущена в мае 2013 года компанией «АстраЗенека».

На сегодняшний день Программа «Карта Здоровья» - это комплексная поддержка пациентов с хроническими заболеваниями, которая способна поддержать усилия и желания пациентов следовать схеме и длительности назначенной врачом терапии и рекомендованному образу жизни с заболеванием:

  • Благодаря программе и персональным предложениям по доступности терапии пациенты получают лечении
    инновационными препаратами компании АстраЗенека.
  • Для пациентов разработана программа персональной сервисной поддержки, которая включает в себя:

1. Ежемесячные телефонные диалоги с персональным оператором. В своей работе по формированию приверженности персональные операторы повышают осведомленность пациентов об их заболевании, существующих рисках, важности назначенной терапии, помогая изменить их привычное поведение и установки

2. SMS-информирование и SMS-напоминания;

3. Е-mail рассылка информации о заболевании, образе жизни, питании и физических нагрузках;

4. Познавательные печатные журналы о правильном образе жизни при заболевании;

5. Удобное бесплатное мобильное приложение «Моя Карта Здоровья» позволяющее учитывать различные функциональные показатели организма и делиться ими с лечащим врачом в виде графиков и цифр;

6. Возможность получать полезную информацию о своем заболевании и образе жизни, позвонив по телефону линии поддержки пациентов 8-800-555-91-05 и/или на информационном портале, созданном компанией АстраЗенека специально для пациентов – картажизни.рф и www.kartazdorovia.ru;

7. Школы для пациентов на сайте картажизни.рф, позволяющие получать еще больше полезной информации о заболевании. 

 

Изменение поведения – сложный и многофакторный процесс, и, если, например, путем установления доверительных отношений с пациентом и хорошего его информирования, можно добиться хорошей приверженности в начале терапии, то главным вопросом остается, насколько эффективен данный подход на протяжении всего лечения. Так, например, пациент может самостоятельно решить, что препарат недостаточно эффективен или цена на препарат слишком высокая, или в принципе считать, что длительно принимать препараты вредно – все эти мысли способствуют тому, что установки на изменение поведения пациент могут оказаться краткосрочными, а благие намерения – разбиться о суровую реальность. Очевидно, что пациент нуждается в длительной информационный и эмоциональной поддержке, когда у него имеется возможность обсудить собственные проблемы с профессионалами. И такую возможность он получает, участвуя в Программе поддержки пациентов «Карта Здоровья».

На примере оценке приверженности терапии препаратом Брилинта® были получены достаточно обнадеживающие данные об эффективности данной программы.

Так, например, количество пациентов, принимающих препарат в течение года, увеличилось до 27% при получении информационной поддержки от «Карты Здоровья», по сравнению с 12% пациентов, в случае использования только программы доступности препарата. При этом средняя продолжительность приема у таких пациентов достигла 8,0 месяцев по сравнению с 5,0 месяцами у пациентов, использующих только программу доступности без информационной поддержки (рис 1).[8]

Не менее обнадёживающие результаты получены и для группы пациентов, участвующих в информационной программе и принимающих препарат Форсига®(рис.2). В данной группе средняя продолжительность приема препарата достигла 6,4 месяцев по сравнению с 2,7 месяцами у пациентов контрольной группы.[8]

 

Полученные данные еще раз свидетельствуют о важности информационной поддержки пациентов. Несомненно, что при регулярном, разностороннем и разноплановом общении (информационные рассылки, персональные диалоги), у пациента формируется другое отношение к лечению – прием препаратов становится осознанным, укрепляется внутренняя убежденность в необходимости терапии, усиливается мотивация к лечению, и такие поведенческие установки закрепляются на длительное время

Таким образом, для успешного лечения необходима приверженность к терапии. Однако в это понятие входит не только следование рекомендациям и прием лекарств по графику. Это также означает заботу о здоровье со всех сторон: соблюдение режима питания и физической активности, отказ от курения, регулярные консультации врача и сдача необходимых анализов. [1]

При этом в практической медицине существует мнение, что даже относительно небольшое увеличение приверженности к терапии может оказаться более эффективным, чем разработка новых, более совершенных технологий, требующая значительных затрат и не всегда заканчивающаяся успехом[5].

Поддерживая мировую тенденцию здравоохранения по усилению внимания к приверженности пациентов, компания «АстраЗенека» ввела новый компонент в Программу поддержки пациентов – Клуб Привилегий. Теперь пациентам предоставляется возможность получить специальные условия на медицинские сервисы, такие как: лабораторные анализы, медицинские обследования, индивидуальные медицинские приборы, необходимые для всестороннего контроля заболевания

Воспользоваться программой поддержки пациентов «Карта Здоровья» может любой пациент, которому по показаниям назначен препарат, включенный в Программу. Для того, чтобы стать участником программы, пациенту нужно обратиться в одну из аптек-участниц программы и получить свою «Карту здоровья». Узнать адреса аптек можно на сайте kartazdorovia.ru и по телефону линии поддержки пациентов 8-800-555-91-05.

Литература

  1.  Adherence to Long-Term Therapies: Evidence for Action. – New-York, WHO, 2003 (http://whqlibdoc.who.int/publications/2003/9241545992.pdf).
  2. Simpson SH, Eurich DT, Majumdar SR, et al. A meta-analysis of the association between adherence to drug therapy and mortality. BMJ 2006; 333: 15.
  3. Turnbull F. Blood Pressure Lowering Treatment Trialists’ Colla,oration. Effects of different blood-pressure-lowering regimes on major cardiovascular events: results of prospectively-designed overviews of randomized trials. Lancet 2003; 362: 1527-35.
  4. Sever PS, Dahlof B, Poulter NR, et al. Prevention of coronary and stroke events with atorvaststin in hypertensive patients who have average or lower-than-average cholesterol concentrations, in the Anglo-Scandinavian Cardiac Outcomes Trial-Lipid Lowering Arm (ASCOT-LLA): a multicentre randomized controlled trial. Lancet 2003; 361: 1149-58.
  5.  Моисеев С.В. Как улучшить приверженность к двойной антитромбоцитарной терапии после острого коронарного синдрома? Клиническая фармакология и терапия 2011;20(4):34-40.
  6.  Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Брилинта® (таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 90 мг), с учетом изменений 1-6. Регистрационное удостоверение ЛП-001059 от 27.10.2011 (переоформлено 02.11.2016).
  7. Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата Форсига®  ( таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 5 мг, 10мг) с учетом изменений 1-5. Регистрационное удостоверение ЛП-002596 от 25/03/2019
  8. ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз». Неопубликованные данные. Анализ результатов программы поддержки пациентов на основании данных продаж препаратов компании АстраЗенека, IBM, 2018 г. Данные могут быть предоставлены по запросу в течение двух рабочих дней с момента получения запроса. 

PSP RU-5590. Дата одобрения: 12.09.19. Дата окончания одобрения: 11.09.2021