Журнал «КардиоИнформ» №21

  • Читать далее

Информационные технологии пронизывают всю нашу жизнь, и сфера здравоохранения не составляет исключения.

Что же такое информационные технологии? Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информационные технологии – это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

В 2017 году постановлением правительства утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Одним из указанных в программе является направление «Информационные технологии и управление развитием отрасли», которое нацелено на повышение эффективности организации оказания медицинской помощи гражданам за счет внедрения информационных технологий, мониторинга записи на прием к врачу, перехода к ведению медицинской документации в электронном виде, реализации не менее 10 видов электронных услуг в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг, развития телемедицины и совершенствования оказания услуг в сфере здравоохранения.

Одним из этапов внедрения информационных технологий является создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), которая на данный момент еще полноценно не функционирует. В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 данная система позволит медицинским организациям взаимодействовать между собой, а гражданам – получать информацию о медицинских услугах и медицинских организациях. Более того, с 2019 года планируется подключение к ЕГИСЗ медицинских организаций частной системы здравоохранения, что определенно расширит сферу взаимодействия между гражданами и всеми медицинскими организациями.

ЕГИСЗ включает в себя более десяти подсистем, в том числе федеральные регистры медицинских работников и медицинских организаций; федеральную электронную регистратуру; федеральную интегрированную медицинскую карту; подсистему ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения; информационно-аналитическую подсистему мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд; защищенную сеть передачи данных и др.

Одной из наиболее важных подсистем является федеральный регистр медицинских работников. Федеральный регистр обеспечит сбор, накопление, хранение, обработку и передачу сведений о лицах, которые участвуют в осуществлении медицинской деятельности. Такие данные, как сведения об образовании медицинского работника, его квалификации, занимаемой должности, о членстве в медицинских профессиональных некоммерческих организациях, будут вывешены в свободном доступе в сети Интернет.

Программа «Развитие здравоохранения» направлена на перевод документооборота медицинских учреждений и организаций в электронную форму. Планируется, что не менее 50 % медицинских организаций к 2018 году перейдут на электронную форму документооборота, а к 2020 году их число возрастет до 80 %. В 2017 году около 72 регионов уже перешли на электронный документооборот1.

Сейчас активно развивается оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, то есть дистанционного взаимодействия с пациентом или другими врачами.

Целями применения телемедицины являются профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента и на основании этого принятие решения о необходимости проведения очного приема. Стоит отметить, что дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом только после очного приема.

Согласно Приказу Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» такие технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:

  • первичной медико-санитарной помощи;
  • специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
  • скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
  • паллиативной медицинской помощи.

 

Помимо этого, телемедицина позволяет оперативно собирать консилиумы врачей.

Однако дистанционное взаимодействие с пациентами и врачами очень сильно зависит от технологической оснащенности медицинского учреждения, поэтому стоит учитывать, что далеко не все поликлиники и больницы располагают необходимыми средствами.

Еще одним нововведением является создание федерального справочника лабораторных исследований (далее – ФСЛИС), который пока находится в стадии разработки. ФСЛИC должен будет представлять собой всеохватывающий справочник лабораторных показателей для свободного использования, который позволит обмениваться данными о лабораторных исследованиях и передаче заказов.

Таким образом, информационные технологии активно внедряются в сферу здравоохранения для того, чтобы упростить взаимодействие между врачами и пациентами, а также сделать более доступной и открытой информацию о медицинских услугах, организациях и врачах.

 

Литература

  1. Информационное агентство России ТАСС [Электронный ресурс]// Полный переход на электронные медицинские документы будет проходить до 2024 года// http://tass.ru/obschestvo/4425418